Но это еще не настоящая керамика:
- изделие пропускает воду и даже растворяется водой, чай в такую кружку точно не нальешь!
- изделие очень хрупкое, и может сломаться даже от неосторожного прикосновения.
Чтобы наша кружка превратилось в полезную функциональную вещь, потребуется много дней и несколько волшебных превращений. Что же происходит с изделием, когда вы оставляете его в мастерской?
Этап 1 – СУШКА.
Самый долгий, и возможно, самый важный этап. Длится от 5 до 10 дней, в зависимости от размера изделия и толщины его стенок.
После изготовления в изделии очень много влаги, до того как кружка отправится в печь, необходимо, чтобы вся влага испарилась. То есть изделие должно хорошенько просохнуть.
Звучит очень просто, но на практике – если изделие сушить неправильно, оно может треснуть даже не дойдя до печи.
Поэтому необходимо соблюдать несколько важных принципов:
- Отсутствие сквозняков. Изделие должно сушиться в непродуваемом помещении, в сушильном шкафу или просто в коробке.
- Равномерная просушка. Ваше изделие может иметь стенки и части различной тощины, соответственно более толстые части будут сохнуть дольше. Или, например, донышко, на котором стоит кружка из-за отсутствия доступа воздуха к обеим сторонам, будет сохнуть дольше, чем стенки, которые открыты со всех сторон. Для этого керамисты используют гипсовые площадки. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому дополнительно вытягивает воду из донышка.
Кроме того, пока изделие сохнет, наши мастера ухаживают за ним: замывают поверхность, чтобы она стала гладкой, обрабатывают края и грани, если они острые, залечивают случайные трещинки и царапинки, если они остались на изделии.
Этап 2 – УТИЛЬ.
Или утильный обжиг.
Первое превращение кусочка глины в керамику!
Ваша кружечка попадает в печь вместе с другими изеделиями. После этого обжига изделие станет прочным и крепким, теперь ему не страшны не только прикосновения, но и даже более серьезные удары. А еще изделие поменяет цвет, из сырой сероватой глины, оно станет молочно белым.
Примерно вот таким:
Утильный обжиг длится более суток. Ведь глину надо хорошенько прокалить на температуре около 1100 градусов, медленно повышая температуру в печи. А после дать также меденно остудиться, ни в коем случае нельзя открывать печь, пока температура в ней не опустится до 100 градусов, а лучше еще меньше. Процесс набора температуры происходит за 10-12 часов, а после около 18 часов - печь остывает.
После утильного обжига изделие называют "черепок", и это тоже еще не настоящая керамика (как? опять!??). Потому что черепок очень пористый и не держит воду. Вода будет хорошо впиытваться в стенки изделия и постепенно просачиваться наружу. Чтобы ваша кружечка стала настоящей кружкой необходимо нанести на поверхность стеклянное покрытие, или глазурь!
Этап 3 – ГЛАЗУРОВКА.
Еще один важный этап - это нанесение глазури на изделие. От того, как ляжет глазурь зависит будет ли важе изедлие красиво и равномерно окрашено, не стечет ли глазурь со стенок, образуя на дне стеклянные капли и какой цвет оно приобретет в итоге.
Все глазури разные, один любят температуру обжига повыше, другие пониже. Одни хорошо смотрятся при покрытии всего в 1-2 слоя, другие требуют нанесения 2-3-4 слоев.
Одни обладают хорошей потечностью, то есть стекают по стенке изделия, другие довольно стабильны и остаются на том месте, куда вы ее нанесли.
Всё это необходимо учитывать при окрашивании изеделия. Поэтому мы хорошо изучаем наши глазури и даем вам рекоммендации, какие покрытия подойдут именно для вашей формы изедлия.
Также во время окрашивания следует хорошо просушивать каждый слой глазури, прежде чем наносить следующий. В нашей мастерской мы сами красим ваши изделия по выбранным вами образцам, чтобы результат вас порадовал.
Этап 4 – ПОЛИТОЙ ОБЖИГ.
Политой или финальный обжиг.
Итак наши покрашенные изделия готовы снова отправиться в печь. Здесь ключевой фактор - это температура обжига, так как разные глазури, любят разную температуру. Одним глазурям больше подходит температура похолоднее, ближе к 1000 градусам, другим надо для раскрытия эффекта набрать до 1080, а некоторые и вовсе требуют температуру более 1200 градусов.
Также стоит уделить внимание правильной расстановке изделий в печи: они не должны соприкасаться друг с другум, чтобы не сплавиться в единое целое при обжиге, их донышки защищены специальным покрытием на случай потеков глазури, чтобы изделие не прикипело к лещадке в печи. Кроме того, некоторые глазури могут мигрировать на соседние иделия. Особенно этому подвержены зеленые и бирюзовые цвета. Такие изделия не стоит ставить на одной полке со светлыми и белыми изелиями, иначе на белом изделии останется отсвет другого цвета.
Поэтому расстановка изделий при политом обжиге особенно сложный процесс, к которому стоит отнестить внимательно.
После этого печь снова закрывается на 30-36 часов. Дождаться полного остывания печи при политом обжиге еще важнее, т.к. глазурь более подвержена трещинам, нежели простой черепок.
И вот, наконец, последний этап позади, и наступает волнительный момент открытия печи. Что же получилось на этот раз? Все ли глазури раскрылись так, как хотелось? Не стек ли слишком толтый слой? Нет, слава гончарному богу - всё получилось как надо)
Можно пользоваться нашей кружкой и наслаждаться любимым напитком!